Переговоры основной метод медиации
Переговоры представляют широкий аспект общения,
охватывающий определённую соглашением о примирительной процедуре сферу
деятельности Стороны. Как метод решения конфликтов, переговоры
представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск
взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Для того, чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:
• существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
• отсутствие значительного различия в силе у субъектов конфликта;
• соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
• участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.
Конфликты и их сущность
Конфликт- это деструктивная форма социального
взаимодействия, заключающаяся в открытом противодействии, столкновении
субъектов конфликта. Конфликт сопровождается негативным переживаниями,
напряженностью во взаимоотношениях, часто приводит к полному разрыву
социальных связей.
Реальный конфликт - это целостный комплекс, имеющий свою
бытовую, психологическую, социологическую, правовую, этническую,
историческую и др. стороны. Изучение и управление конфликтом требует
междисциплинарного подхода.
Типы конфликтов
Внутриличностные - это предмет психологии и психотерапии
Социальные - это предмет медиации. Они в свою очередь подразделяются на:
.Межличностные - семейные, жилищные, бытовые и др конфликты
Групповые - между социальными группами, трудовые, коммерческие и др. конфликты
Межнациональные, международные конфликты.
Структура конфликта:
Динамика конфликта:
Методы диагностики и разрешения конфликта
Наблюдение, беседа, опрос, фокус-оценка, психоаналитические,
поведенческие, когнитивные методы, моделирование, экспертные заключения
и т.д.
Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько стадий
(см. табл. 1), на некоторых из них переговоры могут быть не восприняты,
так как еще рано или уже поздно, и возможны только ответные агрессивные
действия.
Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько стадий
(см. табл. 1), на некоторых из них переговоры могут быть не восприняты,
так как еще рано или уже поздно, и возможны только ответные агрессивные
действия.
Предполагается, что переговоры целесообразно вести только с
теми силами, которые пользуются взаимодоверием Сторон т.е. Медиатором и
в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события.
Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:
- первичные группы -- затронуты их личные интересы,
они сами участвуют в конфликте (семейные, социальные, трудовые), но не
всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров,
- вторичные группы -- затронуты их интересы, но эти
силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их
действия скрыты до определенного времени (область предпринимательства,
гражданского права - фьючерсные контракты, рента с пожизненным
содержанием). Могут существовать еще и третьи силы, также
заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые (наследники).
Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько этапов:
• подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);
• предварительный выбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);
• поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);
• завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).
Подготовка к началу переговоров
Подготовка к началу переговоров. Перед началом любых переговоров крайне важно хорошо к ним подготовиться: провести диагностику
состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников
конфликта, спрогнозировать расстановку сил, выяснить, кто будет вести
переговоры и интересы какой из групп они представляют.
Кроме сбора информации, на этой стадии необходимо четко сформулировать свою цель и возможные результаты участия в переговорах:
• в чем состоит основная цель проведения переговоров (см. табл. 2.);
Таб. 2. Возможные цели и результаты участия в переговорах.
• какие есть в распоряжении варианты. Реально переговоры
проводятся для достижения результатов для участников между наиболее
желательными и допустимыми;
• если соглашение не будет достигнуто, как это отразится на интересах обеих сторон;
• в чем состоит взаимозависимость оппонентов и как это выражается внешне.
Также прорабатываются процедурные вопросы: где лучше проводить переговоры; какая атмосфера ожидается; важны ли в будущем хорошие отношения с оппонентом.
Опытные Медиаторы считают: от правильно организованной данной стадии на 50% зависит успех всей деятельности.
Основная стадия и инструментарий переговоров
Основная стадия переговоров -- первоначальный выбор позиции (официальные заявления участников переговоров).
Эта стадия позволяет реализовать две цели участников
переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам
известны, и вы их учитываете, определить поле для маневра и попытаться
оставить в нем как можно больше для себя места.
Понимание готовности к разговору. Задача медиатора
вывести стороны на разговор. Он лишь помогает родиться тому, что
вынашивается самими спорящими. Ценность имеет только то, к чему человек
приходит сам.
Обычно переговоры начинаются с заявления обеих сторон об их
желаниях и интересах. При помощи фактов и принципиальной аргументации
(например, "задачи компании", "общий интерес", интересы ребёнка,
интересы предприятия) стороны пытаются укрепить свои позиции.
Медиатор должен каждой стороне дать возможность высказаться
и сделать все возможное, чтобы оппоненты не перебивали друг друга.
Приемы активного слушания. Базовая способность
приходского медиатора - это умение слушать участников спора. Часто мы
слышим: "Ты не слышал, что я говорил" - и это всегда вызывает неприятные
чувства у обоих собеседников. Люди очень тонко чувствуют фальшь во
внимании и слушании друг друга. Они хотят физического и эмоционального
присутствия в коммуникации, они хотят от другой личности присутствия
полностью "здесь" в момент общения. "Присутствие", сочувствие
собеседнику проявляется во внимании к нему, сопровождается глубинным
проживанием-переживанием. При этом очень важно показать обеим сторонам,
что они услышаны. Этого можно достичь несколькими способами.
Наблюдательность поможет опытному медиатору
определить по выражению лица, глаз, позе, жестам, тембру голоса,
интонации участника процедуры медиации, но и в каких-то случаях его
неискренность.
Кроме того, медиатор определяет факторы сдерживания и
управляет ими: допустимое время на обсуждаемые вопросы, последствия от
невозможности прийти к компромиссу.
Форма сократического диалога - метод извлекать скрытое в
человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов, является наиболее
адекватной в приходской медиации. При сократических беседах общение
строится таким образом, что с помощью небольших проблемных вопросов,
примеров, аналогий и т.п. спорящие стороны приобщаются к
самостоятельному анализу своих проблем и подводятся к открытию истины
для себя.
Недирективные высказывания. "Как вы себя
чувствуете", "Я волнуюсь" - такие выражения несут в себе ценность
непосредственности живого действия, функцию помощи. Искусство диалога
требует безупречного речевого мастерства. Учет личностной семантики
каждого участника спора, нюансировка стилей, оттенков, употребление
синонимов, притч, иносказаний в высказываниях предъявляют серьезные
требования к владению тончайшим искусством речи, знанию языка, фольклора
и сленгов. Нельзя не обратить внимания и на интонационную
выразительность речи в диалоге: невербальная составляющая речевого
мастерства едва ли не главный его инструмент.
Вопросная техника переговоров.
Важным инструментом переговоров является умение задавать
вопросы. Вопросная техника помогает прояснению проблемы спорящих. При ее
использовании существуют определенные правила.
Искусство подсказки. Важным умением в ведении
переговоров является "подсказка". Подсказка - это словесная тактика
помощи собеседнику, когда он затрудняется говорить о себе, определить
свою проблему более конкретно. Подсказка может быть двух видов:
- акцент, когда из предыдущих ответов подчеркивается, выделяется несколько слов или фраз;
- просьба повторить или рассказать о чем-то подробнее, если
нужно, прежде чем двигаться дальше, прояснить что-то. Подсказка может
быть как вербальной, так и невербальной (мимикой, жестом).
Пауза. Молчание, умение держать паузу - это тоже
важная техника в диалоге. Молчание может иметь разные смыслы:
обдумывание, поиск слов; ощущение тупика; сопротивление собеседника;
глубокое общение без слов. Следует только помнить, что в начале
переговоров молчание нежелательно, так как усиливает тревогу
собеседника.
Притчи, символы, метафоры. В переговорах с христианами, в
той или иной мере знакомыми со Священным Писанием могут также
использоваться библейские притчи и истории, как примеры разрешения
противоречий. Уместное использование символов и метафор также может
принести хороший плод.
Возможны различные тактики начала переговоров со стороны Медиатора:
• проявление агрессивности для оказания давления на оппонента в виде наступательной позиции, попытка подавления оппонента;
• для достижения взаимовыгодного компромисса можно использовать: маленькие уступки, установление предельных сроков;
• для достижения небольшого доминирования справедливого решения возможно предоставление новых фактов; использование манипуляций;
• установление позитивных личных отношений:
- создание непринужденной дружеской атмосферы;
-содействие неформальным обсуждениям;
- проявление заинтересованности в успешном завершении переговоров;
- демонстрация взаимозависимости Сторон;
- стремление не потерять "своего лица";
- для достижения процедурной легкости: поиск новой информации;
- совместный поиск альтернативных решений.
Заключительный этап переговоров
Заключительный этап переговоров состоит в поиске взаимоприемлемого решения, психологической борьбе.
На этом этапе стороны проверяют возможности друг друга,
насколько реальны требования каждой из сторон и как их выполнение
отразится на интересах другого участника. Оппоненты представляют факты,
выгодные только им, заявляют о наличии у них всевозможных вариантов.
Здесь же возможны различные манипуляции и психологическое
давление на противоположную сторону, попытка оказать давление на
Медиатора, захват инициативы всеми возможными способами. Цель каждого из
участников -- соблюдение равновесия или небольшое доминирование.
Задача Медиатора на данном этапе -- увидеть и привести в
действие возможные комбинации из интересов участников, способствовать
внесению большого количества вариантов решений, направить переговоры в
русло поиска конкретных предложений. В случае, если переговоры начинают
носить резкий характер, задевающий одну из сторон, Медиатор должен найти
выход из создавшегося положения.
Предлагает способы принятия решений: консенсус либо его мнение. Определяет процедурные вопросы.
Конечный этап завершение переговоров
Конечный этап--завершение переговоров или выход из тупика.
К этому этапу уже существует значительное количество
различных предложений и вариантов, но соглашение по ним еще не
достигнуто. Время начинает поджимать, увеличивается напряженность,
требуется принятие какого-то решения. Несколько последних уступок,
сделанных обеими сторонами, могут спасти все дело. Но здесь важно для
конфликтующих сторон четко помнить, какие уступки не влияют на
достижение их основной цели (см. таб. 2), а какие сводят на нет всю
предыдущую работу.
Медиатор, используя данную ему власть, урегулирует последние разногласия и приводит стороны к компромиссу.
Пример. Две фирмы "Куртки" и "Шоп"
осуществляют совместную деятельность, которая основана на дружеских
отношениях руководителей, существуют только устные договоренности о
взаимных обязательствах.
Три месяца назад фирма "Куртки" предоставила фирме "Шоп"
свой товар на реализацию с отсрочкой платежа, по договоренности между
руководителями оплата предполагалась, хотя и с отсрочкой платежа, но
всей суммы одновременно. Фирма "Шоп" сама не стала заниматься
реализацией товара, а уступила его фирме "Одежда" и тоже с отсрочкой
платежа.
Через некоторое время выяснилось, что у фирмы "Одежда"
появились финансовые трудности. Фирма "Куртки", узнав об этом, проявила
беспокойство и потребовала у фирмы "Шоп" возврата своего товара либо
денег, тем более что уже подошел срок платежа. Одновременно с этим и у
фирмы "Куртки" также появились финансовые трудности.
Фирма "Шоп" проявила настойчивость и заставила фирму
"Одежда" начать выплачивать ей деньги по мере реализации товара, но не
стала переводить их на счет фирмы "Куртки".
На требования руководителя фирмы "Куртки" перевести на ее
счет причитающиеся ей средства руководитель фирмы "Шоп" стал дружески
успокаивать руководителя этой фирмы, что все будет нормально, пусть тот
не беспокоится, но у фирмы "Куртки" есть свои обязательства перед
другими организациями, срок оплаты которых уже наступил.
Данная конфликтная ситуация взята из практики
функционирования организаций малого бизнеса. Однозначного выхода из этой
ситуации в современных условиях не существует. Однако решение возможно
при грамотно построенных переговорах и выполнении следующих условий:
рассматриваемые фирмы собираются и в дальнейшем сотрудничать и вести
совместные дела; руководители фирм хотят сохранить дружеские отношения
между собой; возможно применение таких методов оказания давления на
соперника как: настаивание на составлении письменных документов в
дальнейшей деятельности; угроза распространения информации о
невыполнении фирмой взятых на себя обязательств, что может отрицательно
повлиять на деловую репутацию фирмы и привести к сокращению ее доходов.
Краткие выводы
Управлению конфликтом должна предшествовать стадия его
диагностики, т. е. определение основных составляющих конфликта, причин,
его породивших.
Прояснение сути конфликтной ситуации, ее адекватное понимание каждой из сторон служит основой выработки и принятия решения.
Для выявления причин конфликта, можно использовать метод
картографии конфликта, который состоит в графическом отображении
составляющих конфликта.
Управление конфликтами осуществляется при помощи следующих методов.
К внутриличностным методам относятся методы предупреждения конфликтов,
при помощи которых осуществляется коррекция поведения отдельной
личности с тем, чтобы ее поведение не вызывало отрицательной реакции
окружающих.
Структурные методы -- это методы по профилактике и
устранению организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного
распределения полномочий, организации труда, принятой системы
стимулирования.
Межличностные методы -- это методы, в которых
принимают участие минимум две стороны и каждая из сторон выбирает форму
поведения для сохранения своих интересов с учетом дальнейшего возможного
взаимодействия с оппонентом.
Персональные методы -- методы, определяющие форму поведения руководителя для устранения конфликта или управления им.
Переговоры -- универсальный метод разрешения конфликтов практически любой степени сложности.
Однако применение переговоров как метода управления
конфликтами требует соблюдения ряда условий и в первую очередь высокого
уровня подготовки участников.
Каждое решение конфликта предполагает составление прогноза
последствий этого решения и определение необходимых затрат на его
реализацию (материальных, эмоциональных, временных). Следует отметить,
что при принятии решения по разрешению конфликтной ситуации последствия
этого решения для каждой из сторон будут разными, иногда
противоположными, В этой связи последствия и затраты необходимо
просчитать отдельно для каждой из участвующих сторон.
Ключевые слова
Диагностика конфликта -- определение основных составляющих конфликта, причин, его породивших.
Решение конфликта -- устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей и поведения участников конфликта.
Управления конфликтом -- целенаправленные
воздействия: либо по устранению (минимизации) причин, породивших
конфликт, либо по коррекции поведения участников конфликта, либо по
поддержанию необходимого уровня конфликтности, но не выходящего за
контролируемые пределы.
Переговоры -- универсальный метод управления
конфликтами, представляет собой набор тактических приемов, направленных
на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Медиатор - Посредник -- лицо (организация) при непосредственном участии или под руководством которого ведутся переговоры.
- -- Предмет к.- в чем суть противоречия, спора (правовой, бытовой аспект)
- -- Социальная ситуация, которой протекает к.(социологический, социально-психологический аспект)
- -- Субъекты к.- индивидуально-психологические особенности и конкретное актуальное психическое состояние участников к.( внутриличностный, межличностный аспект)
- -- Скрытые факторы, второстепенные участники.
|
|
|
|
|
|
|
|
Возможность переговоров в зависимости от стадии конфликта.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- -- Дословно повторив высказывание собеседника, начав с вводной фразы: "Вы полагаете что...", "Как я понял вас...", "Если я правильно вас понял...". Эту технику еще называют "эхо".
- -- Сообщив о состоянии (самочувствии) собеседника или о своем собственном: "Вы рассказали мне о болезни вашей дочери, я понимаю, какое вы испытываете горе!", "Мне больно вместе с вами...".
- -- Развивая мысли собеседника с тем, чтобы они стали более понятными. Мысль уточняется, и формулируются возможные причины возникновения спора. При этом ложная интерпретация мысли может быть исправлена с помощью комментария: "Вы говорите, что брат вас не помает в ваших проблемах. Может быть вы не говорите ему о том, что что вы чувствуете. Человеку свойственно думать о чувствах другого то, что он сам чувствовал бы в похожей ситуации, и не все понимают, что другой человек чувствует по другому".
- -- Право первого вопроса принадлежит медиатору, например: "С чего бы вы хотели начать разговор?", "Что вас беспокоит?".
- -- Вопросов не должно быть много, что бы переговоры не превратились в допрос.
- -- Вопрос должен быть уместным, чтобы не прервать речь, не нарушить эмоциональный настрой.
- -- "Зондирующие" вопросы ( вопрос-проба, вопрос-утверждение) должны быть в русле проблемы. Иметь отношение к процессу переговоров.
- -- Бесполезно задавать вопросы, ответы на которые лежат глубоко вы подсознании собеседника - он не знает их.
- -- Полезно фокусировать вопросы на конкретной проблемной ситуации (кто, где, что, когда, кем).
- -- Может быть полезной определенная последовательность в формулировке вопросов. Вначале вопросы отражают внимание и интерес к собеседнику. Далее задаются более сложные вопросы. Которые требуют от него определенных размышлений. В конце - уточняющие вопросы. Вопросы могут помочь спорящим прояснить их проблему, если они содержат в себе информацию, которая является "неожиданной", новой для них.
Комментариев нет:
Отправить комментарий