«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит,
но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с
человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты, по крайней мере,
испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из
желания победы, но ты можешь быть ему полезным».
И.С.
Тургенев
Не секрет, что в повседневной жизни происходит
постоянное столкновение интересов разных людей, в общении с окружающими часто
возникают противоречия, эти столкновения
называют конфликтом. Многие
люди просто не знают как вести себя в конфликтных ситуациях. Большинство считают
себя неконфликтными личностями, но порой каждый может не сдержаться и
погорячиться. Не нужно скрывать обиду и делать вид, что все хорошо, нужно
просто научиться грамотно разрешать конфликты, добиваться сотрудничества и
устранения отрицательных результатов взаимодействия.
Какими же
способами люди могут стремиться преодолеть, разрешить лежащие в основе конфликтов
противоречия? С одной стороны, они могут, прежде всего, исходить из личных
интересов, жестко отстаивать свою собственную позицию. С другой стороны,
возможны ситуации, когда один из участников конфликта дает возможность
удовлетворить интересы другого участника. Стратегии поведения в конфликте можно
классифицировать по тому, насколько ярко в них выражены эти составляющие:
КОМПРОМИСС.
Для этой стратегии характерен тип поведения «лисы», в
котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует по
принципу: «Я уступлю немного, если ты тоже готов уступить».
Взвешенность, сбалансированность и осторожность – основная установка этого типа
поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цели, и
взаимоотношения.
собственных затрат, что можно
определить выражением «прет напролом».
В разных ситуациях и с разными людьми
эти стратегии приемлемы в неодинаковой мере. Тот, кто умеет преодолевать
конфликты, гибко выбирает стратегию поведения в зависимости от конкретной
ситуации.
От наших
внутренних качеств зависит то, как мы
ведем себя в уже разгоревшемся конфликте. И если мы говорим о том, как выйти из
конфликтной ситуации, необходимо понять, какой стратегии мы придерживаемся.
Ниже предложен тест, с помощью которого можно определить свой стиль поведения в
конфликтной ситуации. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, может
соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для
других.
Специалисты
утверждают, что конфликт проще всего разрешить в тот момент, когда он находится
в зародыше. То есть, начав с кем-то дискутировать и вдруг заметив, что вы и
собеседник стали повышать тон, начинать друг другу грубить, высказывать
претензии, необходимо взять себя в руки и иметь мужество дать оппоненту право
слова. Зачем?
Во-первых,
пусть человек выговорится и, тем самым опустошит себя. Он устанет и тогда в
дело вступите вы.
Во-вторых, вы
должны выслушать все аргументы, чтобы понять, что именно его не устраивает.
В-третьих,
выслушав его упреки, можно умело подобрать свои аргументы, которые разобьют
позицию соперника в прах. Однако задумайтесь прежде, чем начнете это делать, а
так ли вам это необходимо? О словах, сказанных в горячей беседе, можно потом
горько пожалеть.
Что же делать в ситуации, когда вас
втягивают в конфликт?
Правило 1. Прежде, чем вступить в
конфликтную ситуацию, подумайте над
тем, какой результат вы хотите получить.
Убедитесь в том,
что этот результат для вас действительно важен.
|
Правило 2. Говорите именно о том, что послужило противоречием,
не переходя на другие темы и избегая предъявлять такие претензии, которые
не имеют отношения к вызвавшей конфликт ситуации. В противном случае не
только конфликт будет раздуваться, но и шансы решить исходное противоречие
резко упадут – ведь люди, перешедшие на язык взаимных обвинений, обычно не
склонны искать разумное решение, для них важнее становится досадить
друг другу.
|
Правило 3. Нельзя сразу и полностью отрицать
чье-либо мнение, не совпадающее с вашим, принимать заданные
провокатором конфликта тон, резкость и агрессивность и отвечать на
атаку атакой (как только общение переходит на повышенные тона, никого
уже не слышат, кроме себя).
|
Правило 4. Конфликты
успешно решаются тогда, когда
люди не замалчивают претензии и взаимные упреки, а прямо и открыто обсуждают то, что их беспокоит. Поэтому мудрее
поступает тот, кто своевременно и ясно говорит о своих чувствах и желаниях,
а не ждет, пока окружающие сами догадаются о них. Психологи рекомендуют
говорить о своих эмоциях и желаниях в форме так называемых Я-высказываний:
человек сообщает о своих переживаниях, возникающих в той или иной ситуации,
но не обвиняет в своем состоянии другого. Например, вместо того, чтобы
обвинять собеседника («Ты меня раздражаешь », «Ты меня достал» и т. п.),
говорит о себе, своих реакциях: «Я начинаю раздражаться, когда ты делаешь
то-то и то-то», «У меня не хватает терпения слушать много раз одно и то
же».
|
Правило 6. Реагируйте нестандартно.
Например, посыпая вас обвинениями, человек ожидает аналогичной реакции.
Вместо этого, он встречает спокойствие и улыбку на вашем лице. Можно также
прибегнуть к помощи юмора и отшутиться. Кроме того, постарайтесь дать
понять вашему собеседнику, что вы заинтересованы в том, чтобы разобраться в
ситуации и лучше понять взгляды оппонента. В этом случае в глазах
собеседника вы переходите из соперников в возможные союзники.
|
Правило 5.Следует проявлять внимание и доброжелательность
к собеседнику, терпимость к его особенностям, показывать свое
искреннее сочувствие. Внимательно выслушайте такого человека, не
прерывая и не показывая, что вам уже известно то, что он намерен
сказать, поскольку это раздражает еще сильнее. Хороший эффект
дает техника прямого повтора, интерпретации или обобщения услышанного.
|
Правило 7. Не бойтесь извиниться, если
вы не правы.
Признание ошибок
- это не проявление слабости.
Напротив, на
извинения способны умные и зрелые люди.
|
Правило
8. Как бы не разрешился
конфликт, сохраните отношения.
Ситуация меняется, а люди остаются. Несмотря на возникшие разногласия,
выскажите надежду на дальнейшие хорошие отношения.
|
Кроме предложенных
правил, можно использовать некоторые техники,
предложенные психологом А.Г. Грецовым:
1. Техника «Бесконечного уточнения». Способ
защиты от конфликтов, при котором человек, не переходя на разговор по существу,
раз за разом задает уточняющие вопросы по поводу тех претензий, с которыми к
нему обращается собеседник. Например:
– Ты что, совсем обалдел, так себя
вести?!
– В чем именно я не прав?
– А то ты сам не понимаешь?!
– Хочу уточнить.
– Вроде взрослый, а ведешь себя как ребенок!
– Что именно выглядит по-детски?
– Ты что, надо мной издеваешься?
– Разве уточнить – это издевательство?
Когда тебя
обвиняют – не начинай сразу же оправдываться или обвинять в ответ, а уточни, в
чем конкретно состоят претензии.
2. Техника «Психологической
амортизации». Соглашайтесь с
той частью высказывания собеседника, которая хотя бы отдаленно напоминает
правду. Попутно вежливо просите уточнить, что именно собеседник имеет в виду.
Этот способ защиты эффективен, однако использовать его не всегда просто. Когда
мы слышим нечто обидное в свой адрес, первым делом хочется «встать в боевую
стойку» и высказать в ответ все, что мы думаем о собеседнике. Однако это
приведет только к дальнейшему обострению конфликта и новым взаимным обвинениям,
все более обидным. Большинство конфликтов разумнее мягко гасить, а не
обострять. И нервы целее будут, и хорошие отношения с людьми сохранишь.
3. Техника «Заезженной пластинки». Этот способ снижения остроты конфликта и
отстаивания своих интересов подразумевает следующее: несмотря на все, чтобы ни
говорил собеседник, раз за разом повторять свою точку зрения. Чтобы успешно
прибегать к такому способу отстаивания своих интересов, важнее всего умение
регулировать собственное эмоциональное состояние. Стоит только «сорваться»,
перейти от констатации своих требований к обвинениям или демонстрации
отрицательных эмоций – конфликт, скорее всего, проигран.
Если уверен в
своей правоте – не спорь с тем, кто с тобой не согласен, а просто, раз за разом
спокойно повторяй свою точку зрения.
Реальная жизнь невозможна без конфликтов. Это нужно
понять и принять как данность. Главное, научиться правильно разрешать подобные ситуации,
чтобы они не оставляли темного следа в вашей жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий