Буллинг – форма психологического насилия в образовательной среде. Что означает слово «буллинг», как он проявляется в стенах школы, каковы его последствия? В статье рассматриваются основные понятия и приводится план профилактических мероприятий.
Атмосфера
в классе влияет как на освоение обучающимися учебной программы, так
и на общую успеваемость, учебную мотивацию и т. п. Удовлетворенность
обучающихся взаимоотношениями в классном коллективе, отсутствие
«изолированных», «изгоев» – прямой показатель успешности воспитательных
усилий педагога.
Образовательная
среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие
негативное влияние на психическое развитие обучающихся. Одним из таких
факторов является буллинг.
Буллинг
(травля одноклассниками) – социальное явление, без которого не строится
ни один детский коллектив. В любом классе есть лидер, «середнячки»
и «слабое звено» – тот, кто становится объектом насмешек. Если ребенок
по каким-то причинам выпадает из общей массы, рядом обязательно найдется
тот, кто захочет самоутвердиться за его счет.
В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков. Предпосылки:
- зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
- желание подчинить, контролировать кого-то;
- виктимность жертвы.
Последствия
травли одноклассниками могут быть самыми плачевными. Ребенок привыкает
считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни.
Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым.
Такие люди эмоционально неустойчивы, порой психически нестабильны.
Буллинг –
скрытый процесс. Всем известно о его существовании, при столкновении
с ним каждый пытается что-то предпринять. Однако никто не знает, сколько
связанных с травлей страданий ежедневно испытывают школьники. Жертвами
издевательств становятся ученики с умственными и физическими
недостатками. Нередки случаи самоубийств и даже убийств.
За термином
«буллинг» стоит непринятие, отвержение человека другими членами
социальной группы, сопровождающееся психологическими (а в экстремальных
случаях и физическими) нападками, издевательствами, игнорированием.
Травля
в школе – явление распространенное. Для его предотвращения, разрешения
конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие
окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.
Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга
Для
определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать
информацию и провести клинико-психологическое обследования. Опрашиваются
пострадавший, возможные участники издевательств над жертвой
и свидетели. Тщательным образом проводится анализ полученной информации.
В результате анализа проясняются следующие аспекты:
Типы агрессоров:
- Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища
- Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.
- Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.
- реальность буллинга;
- его длительность;
- характер (физический, психологический, смешанный);
- основные проявления;
- участники (инициаторы и исполнители);
- их мотивация;
- свидетели и их отношение к происходящему;
- поведение жертвы (пострадавшего);
- динамика происходящего;
- прочие важные для диагностики обстоятельства.
Первичная профилактика реализуется по трем направлениям:
- Создание условий недопущения буллинга.
- Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.
- Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб.
На втором –
определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения,
длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются
агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план
действий.
На третьем – реализуется выработанный план.
Вторичная профилактика
сводится к своевременному выявлению у подростков патологических
последствий буллинга и оказанию квалифицированной комплексной помощи.
Третичная профилактика
предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами
последствий травли. Острый психоз и суицидальное поведение – поводы для
экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного
расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать
ребенка у психиатра.
Кто становится буллером?
Буллерами
зачастую становятся дети, растущие без запретов, не знающие, что такое
авторитет родителей. В то же время им очень не хватает внимания
и уважения взрослых. Тоска по этим чувствам вызывает агрессию, которая
какое-то время подавляется: ребенок не может выплеснуть ее на родителей.
Тогда он начинает искать подходящую мишень. В школе со строгими
правилами, в атмосфере взаимного уважения такой обучающийся обычно
контролирует поведение. Но при возможности безнаказанно проявлять свою
власть и силу у него загораются глаза. Большинство буллеров – это дети
с ярко выраженными нарциссическими чертами характера. Они растут без
внутреннего ощущения собственного достоинства, и поэтому им все время
приходится самоутверждаться за счет других людей.
Как распознать нарциссические черты в своем ребенке?
Эгоизм,
стремление в любой ситуации получить лучшее, как правило, заметны уже
в 5 лет. Например, ребенок хватает лучший кусок со стола, причем делает
это спокойно и уверенно. К сожалению, в обществе, нацеленном на внешний
успех и потребление, желание ребенка быть во всем первым для многих
родителей становится поводом для гордости. Кроме того, родители буллера
нередко столь же нарциссичны, как и их ребенок. Они могут жестоко его
наказать, но тот сорвет зло на очередной жертве. Примерно 50% агрессоров
одновременно сами являются жертвой – в своей семье или в другом
коллективе.
Профилактические мероприятия
Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными. Реакция школьного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы.
Одномоментно
и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если
ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного
процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов.
Ключевые
слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение,
предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая
работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации
обучающегося путем применения специальных педагогических
и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни
и поведения.
Необходимо
организовывать классные часы, основными идеями которых будут темы
об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям.
Социально-психологичесая служба должна проводить с классами тренинги
на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного
мышления по отношению к окружающим.
Основная
цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь
ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Задачи профилактики буллинга:
- подготовка учителей для работы с трудными детьми;
- содействие улучшению социального самочувствия;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
- снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;
- развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;
- изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.
Объединение
профилактических мероприятий в единую систему (см. приложение) позволит
создать в образовательной организации (далее – ОО) безопасное
психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию
определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению
правил и норм, направленных против буллинга.
Приложение
Примерный план мероприятий по профилактике и предотвращению буллинга в общеобразовательной организации на учебный год
Цель:
создание благоприятных условий для успешного развития каждого ребенка,
сохранения физического, психического и психологического здоровья.
Задачи:
- оказание компетентной помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания;
- предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся;
- развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного отношения у подростков к своим поступкам;
- обучение навыкам мирного разрешения конфликтов.
№ п/п | Мероприятие | Срок | Ответственный | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Нормативно-правовое и информационное обеспечение мероприятий, определяющих профилактику буллинга | ||||||||||||||||
1 | Издать приказы:
| Август – сентябрь | Руководитель ОО | |||||||||||||
2 | Внести изменения в локальные нормативные акты, регламентирующих деятельность по предупреждению насилия в ОО | Сентябрь | Руководитель ОО | |||||||||||||
3 | Разработать:
| В течение учебного года | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
4 | Изучить нормативно-правовые документы по профилактике школьного буллинга и кибербуллинга | |||||||||||||||
5 | Подготовить:
| Сентябрь – октябрь | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
6 | Оформить информационный стенд «Школьный буллинг. Мифы и факты» | Сентябрь | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
7 | Пополнить библиотечный фонд школьной библиотеки литературой по профилактике и предотвращению буллинга и кибербуллинга | В течение учебного года | Зав. библиотекой | |||||||||||||
8 | Организовать работу «почты доверия» (установка информационных ящиков) для сообщения случаев буллинга | Сентябрь | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
Организационно-педагогическая и научно-методическая работа с педагогическим коллективом | ||||||||||||||||
1 | Педагогический совет: «Основные механизмы и проявления феномена буллинга и его влияние на процесс обучения детей в школьных условиях» | Сентябрь | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
2 | Совещание при директоре: «Организация работы по профилактике буллинга в подростковой среде» | Октябрь | ||||||||||||||
3 | Совещание при заместителе руководителя по ВР работе по темам:
| Ноябрь Январь Март Май | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
4 | Пополнить методическую копилку новыми формами работы по профилактике и предотвращению буллинга и кибербуллинга в ОО | В течение учебного года | Зам. руководителя по НМР | |||||||||||||
5 | Лекторий для педагогов школы на тему: «Буллинг как социально-педагогическая проблема»: Лекция 1. Буллинг. Психологическое насилие в школьном коллективе. Лекция 2. Как учителю противостоять травле школьников. Лекция 3. Буллинг – психолого-педагогические причины и следствия. Лекция 4. Школьный буллинг как дискриминация прав ребенка на образование. Лекция 5. Буллинг в начальной школе. Лекция 6. Последствия буллинга. Как с ним бороться. Лекция 7. Воздействие буллинга на успеваемость | В течение учебного года | Педагог-психолог | |||||||||||||
6 | Семинары для классных руководителей:
| Сентябрь Ноябрь Январь Февраль Апрель Май | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
7 | Практические занятия для классных руководителей:
| 1 раз в четверть | ||||||||||||||
8 | Конкурс методических разработок, образовательных программ, сценариев внеклассных мероприятий по профилактике буллинга в детской среде | В течение учебного года | ||||||||||||||
9 | Круглый стол:
| Сентябрь | ||||||||||||||
10 | Деловая игра «Работа по профилактике жестокого обращения с детьми» | Ноябрь | Педагог-психолог | |||||||||||||
11 | Дискуссия «Как остановить травлю в школе: психология буллинга» | Январь | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
12 | Тренинг для учителей по предотвращению гендерного насилия в школьной среде | |||||||||||||||
13 | Консультации педагога-психолога, социального педагога по проблемным ситуациям:
| В течение учебного года | Педагог-психолог, социальный педагог | |||||||||||||
14 | Индивидуальные консультации педагогов по профилактике конфликтных ситуаций в классном коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям, создание ситуации успеха | В течение учебного года | ||||||||||||||
15 | Интерактивное занятие с педагогами «Воспитание без насилия» | Январь | Педагог-психолог | |||||||||||||
16 | Тренинг «Релаксационные техники по управлению гневом и снижению уровня личностной тревожности ребенка» | Октябрь | ||||||||||||||
Работа с родителями обучающихся | ||||||||||||||||
1 | Общешкольное родительское собрание «Буллинг в детской среде как значительные изменения в жизни обучающихся, приводящие к психическому дистрессу» | Сентябрь | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
2 | Родительские собрания в классах:
| В течение учебного года | Классные руководители | |||||||||||||
3 | Конференция «Психологические особенности буллинга в условиях школы» | Ноябрь | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
4 | Дискуссии:
| 1 раз в полугодие | ||||||||||||||
5 | Устный журнал:
| 1 раз в четверть | ||||||||||||||
6 | Родительский вечер:
| 1 раз в полугодие | Классные руководители | |||||||||||||
7 | Диспут «Буллинг, изгои, отверженные – одна проблема?» | Ноябрь | Педагог-психолог | |||||||||||||
8 | Психолого-педагогический лекторий по теме «Буллинг. Жестокость в образовательной среде»: Лекция 1. Буллинг: понятие, виды, причины, последствия, профилактика. Лекция 2. Что такое буллинг и почему стоит его бояться? Лекция 3. Проблемы детского буллинга. Лекция 4. Что делать, если ребенка унижают в школе? Лекция 5. Когда все против одного (боремся с буллингом вместе). Лекция 6. Как избежать или преодолеть школьный буллинг? Лекция 7. Что делать, если вы узнали, что ваш ребенок стал жертвой буллинга? Лекция 8. Психологический террор в подростковой среде | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
9 | Презентации:
| В течение учебного года | Классные руководители | |||||||||||||
10 | Книжная выставка в библиотеке «В помощь родителям о про- филактике буллинга и кибербуллинга детей и подростков»:
| В течение учебного года | Зав. библиотекой | |||||||||||||
11 | Круглый стол «Можно ли эффективно противостоять проявлениям буллинга?» | Январь | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
12 | Психологический практикум «Психология поведения жертвы школьного буллинга» | Март | Педагог-психолог | |||||||||||||
13 | Семинар «Право ребенка на защиту от всех форм буллинга» | Февраль | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
14 | Психолого-педагогический тренинг «Давайте говорить комплементы» | Май | Педагог-психолог | |||||||||||||
15 | Заседания семейного клуба «Дети без насилия»:
| В течение учебного года | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
16 | Консультации педагога-психолога, социального педагога:
| В течение учебного года | Педагог-психолог, социальный педагог | |||||||||||||
17 | Психологическая игра. Ток-шоу «Изгой в классе» | Март | Педагог-психолог | |||||||||||||
18 | Анкетирование:
| В течение учебного года | ||||||||||||||
Информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое обеспечение профилактики и предотвращения буллинга и кибербуллинга обучающихся | ||||||||||||||||
1 | Научно-практическая конференция «Буллинг: правовой аспект проблемы» | Ноябрь | Зам руководителя по НМР | |||||||||||||
2 | Классные и информационные часы, беседы. 1-4-е классы:
| В течение учебного года | Классные руководители | |||||||||||||
3 | Классный час-тренинг «Техника снижения уровня тревожности» | Классные руководители | ||||||||||||||
4 | Просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением:
| В течение учебного года | ||||||||||||||
5 | Читательские конференции по книгам, раскрывающим проблему буллинга:
| |||||||||||||||
6 | Встреча с работниками прокуратуры и полиции на тему «Буллинг как причина противоправных поступков» | Сентябрь | ||||||||||||||
7 | Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних на тему «Школьный буллинг как предпосылка противоправного поведения несовершеннолетних и его предупреждение» | Октябрь | ||||||||||||||
8 | Диалог-дискуссия «Буллинг – социальная проблема наших дней» (10-11-е классы) | |||||||||||||||
9 | Дискуссия «Как избавиться от буллеров в школе?» (8-9-е классы) | |||||||||||||||
10 | Диспуты.
| |||||||||||||||
11 | Подготовить буклеты для обучающихся:
| |||||||||||||||
12 | Книжные выставки:
| В течение учебного года | Зав. библиотекой | |||||||||||||
13 | Вечер отдыха «Школьники против буллинга. Достоинство человека неприкосновенно» | Октябрь | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
14 | Самообследование школьной среды на предмет безопасности и комфортности | Август | Зам. руководителя по УВР | |||||||||||||
15 | Выявление детей, склонных к проявлению жестокости к другим обучающимся | Сентябрь | Социальный педагог | |||||||||||||
16 | Диагностика:
| В течение учебного года | Педагог-психолог | |||||||||||||
17 | Урок доверия «Международный день детского телефона» | Май | Классные руководители | |||||||||||||
18 | Тренинг коммуникативных умений: «Стиль поведения. Умеем ли мы общаться?» (5-7-е классы) | Март | ||||||||||||||
19 | Игровой тренинг «Планета толерантности» (10-11-е классы) | Апрель | ||||||||||||||
20 | Ролевая игра «Сглаживание конфликтов» (8-9-е классы) | Май | Педагог-психолог | |||||||||||||
21 | Конкурсно-развлекательная программа «Давайте будем дружить!» (1-5-е классы) | Февраль | Классные руководители | |||||||||||||
22 | Рейд по школе в целях проверки информационной доступности правил поведения и нормативных документов по профилактике буллинга | Сентябрь | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
23 | Тренинги по межличностному общению, формированию навыков мирного разрешения конфликтов (8-11-е классы) | В течение учебного года | Педагог-психолог | |||||||||||||
24 | Социально-психологический тренинг для детей младшего и среднего подросткового возраста «Профилактика насилия в подростковом сообществе» | |||||||||||||||
25 | Цикл психологических тренингов по темам:
| |||||||||||||||
26 | Изучение личностного развития обучающихся с целью профилактики нарушений в развитии личности (самооценка и уровень притязаний, тревожности, мотивации) | |||||||||||||||
27 | Индивидуальные консультации обучающихся (по результатам диагностики, общение со сверстниками, детско-родительские отношения, конфликты) | |||||||||||||||
28 | Неделя толерантности | Ноябрь | Классные руководители | |||||||||||||
29 | Информационная акция «Нет насилию!» | Октябрь | ||||||||||||||
30 | Имитационные игры:
| В течение учебного года | Педагог-психолог | |||||||||||||
31 | Анкетирование обучающихся:
| |||||||||||||||
32 | Конкурсы:
| Классные руководители | ||||||||||||||
33 | Интерактивная игра с обучающимися группы риска «Что такое толерантность?» | Октябрь | Педагог-психолог | |||||||||||||
34 | Дискотека «Музыка против насилия» | Январь | Классные руководители | |||||||||||||
35 | Социально-психологический тренинг «Навстречу друг другу» (8-9-е классы) | Декабрь | Педагог-психолог | |||||||||||||
36 | Акция «Телефон доверия» под девизом: «Информирование о телефоне доверия – шаг к безопасности ребенка!» | Сентябрь | Зам. руководителя по ВР | |||||||||||||
37 | Создать электронный информационный дайджест «Детство без насилия и жестокости» | В течение учебного года | Зав. библиотекой | Курганский С.М., заслуженный учитель РФ, д-р пед. наук, директор департамента образовательных программ Международной академии качества и маркетинга, г. Санкт-Петербург |
Комментариев нет:
Отправить комментарий