Профессиональная компетентность медиатора, кем бы он
ни был - судьей, адвокатом, детективом, сотрудником милиции и т.д.,
находится в прямой зависимости от его психологической компетентности.
Его призвание - служить благополучию людей, укреплять их правосознание и
законопослушное поведение. Успешное выполнение этой высокой социальной
задачи невозможно без умения проникать в психологию людей, логически
выстраивать запутанную цепь событий, мгновенно принимать верные решения,
запоминать множество лиц, имен и фактов и пр.
Как достичь всего этого?
Мы зачастую недооцениваем того фактора, что
человеку для совершенствования его компетентности и профессионализма
необходимы не только чисто профессиональные знания, но и активное
развитие навыков общения, воспитание творческого характера ума, а также
владение разнообразными психологическими умениями, свойствами, приемами.
Интерес желающих развить свои
интеллектуально-психологические возможности пока во многом
удовлетворяется за счет разгадывания кроссвордов и головоломок, игры в
шахматы, а также в компьютерные игры. В то же время существует ощутимый
дефицит соответствующей литературы и учебных материалов, обеспечивающих
развитие конкретных личностных качеств, гимнастику ума, тренировку
мышления, памяти, логики, воображения, манере поведения и т.д.
Как для всякого вида деятельности так и для медиации
существует свой профессиональный инструмент или инструментарий. К
основному профессиональному медиационому инструментарию следует отнести:
Ощущение и восприятие
Важнейшими психическими процессами, с которых
начинается и от которых зависит большинство психических реакций
человека, являются ощущение и восприятие.
Психологическая восприимчивость - необходимое
качество, обусловливающее успешность как мыслительных так и
коммуникативных действий человека.
'
Ощущение - простейший психический
процесс, который является отражением отдельных качеств предметов
реального мира и возникает в результате непосредственного воздействия
этих предметов на органы чувств человека. Ощущения характеризуются:
качеством - отличием одного вида ощущения от другого; интенсивностью -
силой воздействия на органы чувств; длительностью - временем, в течение
которого ощущение продолжается; чувственным тоном - чувством приятного
или неприятного.
В зависимости от того, при воздействии на какие органы
чувств возникают ощущения, их принято подразделять на: органические,
кожные, мускульно-двигательные, обонятельные, вкусовые, слуховые,
зрительные.
В работе медиатора ощущения составляют основу
более сложного процесса восприятия объектов и явлений, и непосредственно
связаны с выполняемой трудовой деятельностью и оказывают на нее
существенное влияние.
Восприятие - отражение предметов,
ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии
физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В
отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предмета,
восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Оно
представляет собой качественно новую ступень чувственного познания,
которое не сводится к сумме отдельных ощущений или сенсорных данных, а
определяется многосвязными отношениями типа объект - субъект и субъект -
объект. Основное и главное условие возникновения образа восприятия -
это воздействие предметов и явлений объективной действительности на
органы чувств. Но это никоим образом не снижает значения активности
субъекта.
Наиболее важными особенностями восприятия являются:
- предметность (относительная независимость воспринимаемых
характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных
поверхностей органов чувств);
- целостность (свойство восприятия, состоящее в том, что
всякий объект, а тем более пространственная ситуация воспринимаются как
устойчивое системное целое);
- константность (относительная независимость
воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения
рецепторных поверхностей органов чувств);
- осмысленность (причисление воспринимаемого предмета к определенной группе, классу, обобщение его в слове);
- избирательность (преимущественное выделение человеком
одних объектов по сравнению с другими, зависящее от особенностей его
личности);
- апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта,
от общего содержания психической деятельности человека и его
индивидуальных особенностей).
В основе классификации восприятий могут лежать различия анализаторов, участвующих в восприятии, в этом случае выделяют:
- осязательные;
- кинестетические;
- обонятельные;
- вкусовые;
- слуховые;
- зрительные.
Если в основу классификации положены формы
существования материи - пространство, время и движение, то в
соответствии с этим выделяют восприятие пространства, восприятие
времени, восприятие движения.
Развитие профессиональных качеств начинается с накапливания
обучаемыми опыта восприятия разных объектов, событий, явлений, которые
им придется воспринимать и анализировать в практической работе. Для
такого ознакомления используются натуральные объекты, препараты, а также
их модели, макеты, муляжи, фотографии, видеофильмы, магнитофонные
записи.
В процессе активной познавательной деятельности восприятие
приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер -
становится наблюдением.
Профессиональная наблюдательность
Профессиональная наблюдательность Медиатора
проявляется в способности подмечать внешне малозаметные и, на первый
взгляд, малозначительные признаки явлений, объектов, имеющие важное
значение для решения стоящих перед ним задач (например даты) .
Такая способность - профессиональный навык, обусловленный во многом
профессиональной чувствительностью, т.е. особым развитием органов чувств
- зрения, слуха, обоняния, осязания, терпением и т.д.
Для рационального восприятия (наблюдения) целесообразно:
1) ясно и четко формулировать познавательные цели, выбирать
существенную информацию; начинать деятельность (познавательный процесс) с
формулировки ее цели; постановки перед собой вопроса: "Чего я хочу
достигнуть путем восприятия информации?";
2) максимально использовать все анализаторы: в первую очередь зрение и слух, и в первую очередь интеллект;
3) проявлять интерес к информации, использовать уже имеющиеся знаниями опытом и не только своим но и судебной практикой.
Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно
осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать
все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным,
размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации.
- -- Знание законодательства в области гражданского, трудового и семейного права;
- -- Внимание;
- -- Терпение;
- -- Способность к логическому мышлению;
- -- Память;
- -- Ощущение;
- -- Восприятие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий