Психологическая подготовка медиатора

    Профессиональная компетентность медиатора, кем бы он ни был - судьей, адвокатом, детективом, сотрудником милиции и т.д., находится в прямой зависимости от его психологической компетентности. Его призвание - служить благополучию людей, укреплять их правосознание и законопослушное поведение. Успешное выполнение этой высокой социальной задачи невозможно без умения проникать в психологию людей, логически выстраивать запутанную цепь событий, мгновенно принимать верные решения, запоминать множество лиц, имен и фактов и пр.
   Как достичь всего этого?
   Мы зачастую недооцениваем того фактора, что человеку для совершенствования его компетентности и профессионализма необходимы не только чисто профессиональные знания, но и активное развитие навыков общения, воспитание творческого характера ума, а также владение разнообразными психологическими умениями, свойствами, приемами.
   Интерес желающих развить свои интеллектуально-психологические возможности пока во многом удовлетворяется за счет разгадывания кроссвордов и головоломок, игры в шахматы, а также в компьютерные игры. В то же время существует ощутимый дефицит соответствующей литературы и учебных материалов, обеспечивающих развитие конкретных личностных качеств, гимнастику ума, тренировку мышления, памяти, логики, воображения, манере поведения и т.д.
   Как для всякого вида деятельности так и для медиации существует свой профессиональный инструмент или инструментарий. К основному профессиональному медиационому инструментарию следует отнести:
      -- Знание законодательства в области гражданского, трудового и семейного права;
      -- Внимание;
      -- Терпение;
      -- Способность к логическому мышлению;
      -- Память;
      -- Ощущение;
      -- Восприятие.
  
   Ощущение и восприятие
   Важнейшими психическими процессами, с которых начинается и от которых зависит большинство психических реакций человека, являются ощущение и восприятие.
   Психологическая восприимчивость - необходимое качество, обусловливающее успешность как мыслительных так и коммуникативных действий человека. '
   Ощущение - простейший психический процесс, который является отражением отдельных качеств предметов реального мира и возникает в результате непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств человека. Ощущения характеризуются: качеством - отличием одного вида ощущения от другого; интенсивностью - силой воздействия на органы чувств; длительностью - временем, в течение которого ощущение продолжается; чувственным тоном - чувством приятного или неприятного.
   В зависимости от того, при воздействии на какие органы чувств возникают ощущения, их принято подразделять на: органические, кожные, мускульно-двигательные, обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные.
   В работе медиатора ощущения составляют основу более сложного процесса восприятия объектов и явлений, и непосредственно связаны с выполняемой трудовой деятельностью и оказывают на нее существенное влияние.
   Восприятие - отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предмета, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Оно представляет собой качественно новую ступень чувственного познания, которое не сводится к сумме отдельных ощущений или сенсорных данных, а определяется многосвязными отношениями типа объект - субъект и субъект - объект. Основное и главное условие возникновения образа восприятия - это воздействие предметов и явлений объективной действительности на органы чувств. Но это никоим образом не снижает значения активности субъекта.
   Наиболее важными особенностями восприятия являются:
   - предметность (относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств);
   - целостность (свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое);
   - константность (относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств);
   - осмысленность (причисление воспринимаемого предмета к определенной группе, классу, обобщение его в слове);
   - избирательность (преимущественное выделение человеком одних объектов по сравнению с другими, зависящее от особенностей его личности);
   - апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей).
   В основе классификации восприятий могут лежать различия анализаторов, участвующих в восприятии, в этом случае выделяют:
   - осязательные;
   - кинестетические;
   - обонятельные;
   - вкусовые;
   - слуховые;
   - зрительные.
   Если в основу классификации положены формы существования материи - пространство, время и движение, то в соответствии с этим выделяют восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.
   Развитие профессиональных качеств начинается с накапливания обучаемыми опыта восприятия разных объектов, событий, явлений, которые им придется воспринимать и анализировать в практической работе. Для такого ознакомления используются натуральные объекты, препараты, а также их модели, макеты, муляжи, фотографии, видеофильмы, магнитофонные записи.
   В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает целенаправленный, планомерный, увлекающий личность характер - становится наблюдением.
  
   Профессиональная наблюдательность
   Профессиональная наблюдательность Медиатора проявляется в способности подмечать внешне малозаметные и, на первый взгляд, малозначительные признаки явлений, объектов, имеющие важное значение для решения стоящих перед ним задач (например даты) . Такая способность - профессиональный навык, обусловленный во многом профессиональной чувствительностью, т.е. особым развитием органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания, терпением и т.д.
   Для рационального восприятия (наблюдения) целесообразно:
   1) ясно и четко формулировать познавательные цели, выбирать существенную информацию; начинать деятельность (познавательный процесс) с формулировки ее цели; постановки перед собой вопроса: "Чего я хочу достигнуть путем восприятия информации?";
   2) максимально использовать все анализаторы: в первую очередь зрение и слух, и в первую очередь интеллект;
   3) проявлять интерес к информации, использовать уже имеющиеся знаниями опытом и не только своим но и судебной практикой.
   Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий