среда, 27 апреля 2016 г.

Профилактика буллинга

Буллинг – форма психологического насилия в образовательной среде. Что означает слово «буллинг», как он проявляется в стенах школы, каковы его последствия? В статье рассматриваются основные понятия и приводится план профилактических мероприятий.
Атмосфера в классе влияет как на освоение обучающимися учебной программы, так и на общую успеваемость, учебную мотивацию и т. п. Удовлетворенность обучающихся взаимоотношениями в классном коллективе, отсутствие «изолированных», «изгоев» – прямой показатель успешности воспитательных усилий педагога.

Образовательная среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие обучающихся. Одним из таких факторов является буллинг.
Буллинг (травля одноклассниками) – социальное явление, без которого не строится ни один детский коллектив. В любом классе есть лидер, «середнячки» и «слабое звено» – тот, кто становится объектом насмешек. Если ребенок по каким-то причинам выпадает из общей массы, рядом обязательно найдется тот, кто захочет самоутвердиться за его счет.
В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков. Предпосылки:
  • зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
  • желание подчинить, контролировать кого-то;
  • виктимность жертвы.
Виктимность – особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства.
Последствия травли одноклассниками могут быть самыми плачевными. Ребенок привыкает считать себя неудачником и, как правило, не достигает успеха в жизни. Отсутствие навыка общения в коллективе делает его нелюдимым и замкнутым. Такие люди эмоционально неустойчивы, порой психически нестабильны.
Буллинг – скрытый процесс. Всем известно о его существовании, при столкновении с ним каждый пытается что-то предпринять. Однако никто не знает, сколько связанных с травлей страданий ежедневно испытывают школьники. Жертвами издевательств становятся ученики с умственными и физическими недостатками. Нередки случаи самоубийств и даже убийств.
За термином «буллинг» стоит непринятие, отвержение человека другими членами социальной группы, сопровождающееся психологическими (а в экстремальных случаях и физическими) нападками, издевательствами, игнорированием.
Травля в школе – явление распространенное. Для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.

Психолого-педагогические аспекты профилактики буллинга

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходимо собрать информацию и провести клинико-психологическое обследования. Опрашиваются пострадавший, возможные участники издевательств над жертвой и свидетели. Тщательным образом проводится анализ полученной информации. В результате анализа проясняются следующие аспекты:
Типы агрессоров:
  • Нигилист – чаще мальчик, чем девочка. Это логик по типу мышления. Патологическая безэмоциональность – его отличительная черта. Слышит только себя и считается только с собственным мнением. Придумывает для других язвительные и унизительные прозвища
  • Компенсатор – недостаток знаний и способностей к учению восполняет проявлением власти, ложью, грубостью. Любит измываться над слабыми и беззащитными. Нанесенные ему обиды помнит долго, всегда пытается взять реванш. Единственная возможность борьбы с таким буллером – завоевать поддержку коллектива. Как только он понимает, что жертву поддерживают другие, накал его агрессии снижается.
  • Комбинатор – жестокий подросток с развитым интеллектом. Ему нравится манипулировать другими, цинично сталкивая одноклассников между собой, оставаясь при этом в стороне. Искреннее общение с таким буллером в любой момент может обернуться внезапным и очень болезненным ударом.
  • реальность буллинга;
  • его длительность;
  • характер (физический, психологический, смешанный);
  • основные проявления;
  • участники (инициаторы и исполнители);
  • их мотивация;
  • свидетели и их отношение к происходящему;
  • поведение жертвы (пострадавшего);
  • динамика происходящего;
  • прочие важные для диагностики обстоятельства.
Первичная профилактика реализуется по трем направлениям:
  1. Создание условий недопущения буллинга.
  2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.
  3. Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб.
На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий.
На третьем – реализуется выработанный план.
Вторичная профилактика сводится к своевременному выявлению у подростков патологических последствий буллинга и оказанию квалифицированной комплексной помощи.
Третичная профилактика предполагает реабилитацию детей и подростков с тяжелыми формами последствий травли. Острый психоз и суицидальное поведение – поводы для экстренной госпитализации. При выявлении признаков тяжелого душевного расстройства необходимо экстренно убеждать родителей проконсультировать ребенка у психиатра.

Кто становится буллером?

Буллерами зачастую становятся дети, растущие без запретов, не знающие, что такое авторитет родителей. В то же время им очень не хватает внимания и уважения взрослых. Тоска по этим чувствам вызывает агрессию, которая какое-то время подавляется: ребенок не может выплеснуть ее на родителей. Тогда он начинает искать подходящую мишень. В школе со строгими правилами, в атмосфере взаимного уважения такой обучающийся обычно контролирует поведение. Но при возможности безнаказанно проявлять свою власть и силу у него загораются глаза. Большинство буллеров – это дети с ярко выраженными нарциссическими чертами характера. Они растут без внутреннего ощущения собственного достоинства, и поэтому им все время приходится самоутверждаться за счет других людей.

Как распознать нарциссические черты в своем ребенке?

Эгоизм, стремление в любой ситуации получить лучшее, как правило, заметны уже в 5 лет. Например, ребенок хватает лучший кусок со стола, причем делает это спокойно и уверенно. К сожалению, в обществе, нацеленном на внешний успех и потребление, желание ребенка быть во всем первым для многих родителей становится поводом для гордости. Кроме того, родители буллера нередко столь же нарциссичны, как и их ребенок. Они могут жестоко его наказать, но тот сорвет зло на очередной жертве. Примерно 50% агрессоров одновременно сами являются жертвой – в своей семье или в другом коллективе.

Профилактические мероприятия

Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными. Реакция школьного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы.
Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то высока вероятность избежать многих конфликтов.
Ключевые слова, раскрывающие сущность профилактики буллинга: предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль. Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.
Необходимо организовывать классные часы, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Социально-психологичесая служба должна проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.
Основная цель профилактических мероприятий направлена на то, чтобы, помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Задачи профилактики буллинга:
  • подготовка учителей для работы с трудными детьми;
  • содействие улучшению социального самочувствия;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
  • снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и алкоголем;
  • развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;
  • изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.
Объединение профилактических мероприятий в единую систему (см. приложение) позволит создать в образовательной организации (далее – ОО) безопасное психологическое пространство. В основном меры сводятся к формированию определенных установок у каждого отдельного ученика, а также введению правил и норм, направленных против буллинга.

Приложение

Примерный план мероприятий по профилактике и предотвращению буллинга в общеобразовательной организации на учебный год

Цель: создание благоприятных условий для успешного развития каждого ребенка, сохранения физического, психического и психологического здоровья.
Задачи:
  • оказание компетентной помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания;
  • предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся;
  • развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного отношения у подростков к своим поступкам;
  • обучение навыкам мирного разрешения конфликтов.
№ п/пМероприятиеСрокОтветственный
Нормативно-правовое и информационное обеспечение мероприятий, определяющих профилактику буллинга
1Издать приказы:
  • об утверждении антибуллинговой программы «Профилактика детского насилия и буллинга в ОО»;
  • утверждении положения о школьной службе медиации;
  • утверждении когнитивных и социальных тренинговых программ по профилактике буллинга в ОО;
  • утверждении плана мероприятий по профилактике и предотвращению буллинга и кибербуллинга в ОО на учебный год;
  • утверждении модели по предотвращению буллинга и кибербуллинга в ОО;
  • утверждении плана мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с буллингом (школьной травлей);
  • о порядке действий сотрудников при столкновении со случаями насилия в ОО
Август – сентябрьРуководитель ОО
2Внести изменения в локальные нормативные акты, регламентирующих деятельность по предупреждению насилия в ООСентябрьРуководитель ОО
3Разработать:
  • комплексный план мероприятий ОО по профилактике и предотвращению буллинга и кибербуллинга на учебный год;
  • памятку для педагогических работников «Буллинг как разновидность детского насилия»;
  • общешкольный проект по профилактике буллинга «Учеба без насилия»;
  • модель по предотвращению буллинга и кибербуллинга в ОО
В течение учебного годаЗам. руководителя по ВР
4Изучить нормативно-правовые документы по профилактике школьного буллинга и кибербуллинга
5Подготовить:
  • информационный материал по профилактике детского насилия и буллинга на сайте ОО;
  • брошюру с нормативными документами по профилактике насилия в образовательной среде для педагогов;
  • методические рекомендации для педагогов по распознаванию признаков различных видов буллинга;
  • памятку для родителей о способах сообщения о предполагаемых и реальных случаях насилия в отношении детей, мерах защиты и оказания помощи детям
Сентябрь – октябрьЗам. руководителя по ВР
6Оформить информационный стенд «Школьный буллинг. Мифы и факты»СентябрьЗам. руководителя по ВР
7Пополнить библиотечный фонд школьной библиотеки литературой по профилактике и предотвращению буллинга и кибербуллингаВ течение учебного годаЗав. библиотекой
8Организовать работу «почты доверия» (установка информационных ящиков) для сообщения случаев буллингаСентябрьЗам. руководителя по ВР
Организационно-педагогическая и научно-методическая работа с педагогическим коллективом
1Педагогический совет: «Основные механизмы и проявления феномена буллинга и его влияние на процесс обучения детей в школьных условиях»СентябрьЗам. руководителя по ВР
2Совещание при директоре: «Организация работы по профилактике буллинга в подростковой среде»Октябрь
3Совещание при заместителе руководителя по ВР работе по темам:
  • распространенность и особенности проявления буллинга в малых группах обучающихся подросткового возраста;
  • школьный буллинг: актуальность, состояние проблемы и психологическое сопровождение жертв буллинга;
  • роль классного руководителя по профилактике буллинга в ученических коллективах;
  • анализ работы классных руководителей по профилактике детского насилия и буллинга за учебный год
Ноябрь Январь Март МайЗам. руководителя по ВР
4Пополнить методическую копилку новыми формами работы по профилактике и предотвращению буллинга и кибербуллинга в ООВ течение учебного годаЗам. руководителя по НМР
5Лекторий для педагогов школы на тему: «Буллинг как социально-педагогическая проблема»:
Лекция 1. Буллинг. Психологическое насилие в школьном коллективе.
Лекция 2. Как учителю противостоять травле школьников.
Лекция 3. Буллинг – психолого-педагогические причины и следствия.
Лекция 4. Школьный буллинг как дискриминация прав ребенка на образование.
Лекция 5. Буллинг в начальной школе.
Лекция 6. Последствия буллинга. Как с ним бороться.
Лекция 7. Воздействие буллинга на успеваемость
В течение учебного годаПедагог-психолог
6Семинары для классных руководителей:
  • Буллинг в школе: как помочь ребенку побороть агрессию.
  • Рефлексия буллинга.
  • Буллинг в школе. Его причины и устранение.
  • Основные фазы развития буллинга в ОО.
  • Безрезультатные способы разрешения буллинга в школе.
  • Насилие в школе: агрессоры и аутсайдеры
Сентябрь Ноябрь Январь Февраль Апрель МайЗам. руководителя по ВР
7Практические занятия для классных руководителей:
  • Феномен буллинга.
  • Нормативные основания и алгоритм действий педагогов в случае подозрения на возможный факт насилия в детском коллективе.
  • Методы предотвращения буллинга.
  • Формирование личности ребенка как основа для противодействия насилию
1 раз в четверть
8Конкурс методических разработок, образовательных программ, сценариев внеклассных мероприятий по профилактике буллинга в детской средеВ течение учебного года
9Круглый стол:
  • Школьный буллинг: что делать, если ребенок стал объектом травли в школе?
  • Воспитание детей без обид и унижений
Сентябрь
10Деловая игра «Работа по профилактике жестокого обращения с детьми»НоябрьПедагог-психолог
11Дискуссия «Как остановить травлю в школе: психология буллинга»ЯнварьЗам. руководителя по ВР
12Тренинг для учителей по предотвращению гендерного насилия в школьной среде
13Консультации педагога-психолога, социального педагога по проблемным ситуациям:
  • Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии?
  • Буллинг или как не стать жертвой?
  • Что может послужить причиной буллинга?
  • Детский буллинг в школе. Как защитить ребенка от травли в классе?
В течение учебного годаПедагог-психолог, социальный педагог
14Индивидуальные консультации педагогов по профилактике конфликтных ситуаций в классном коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям, создание ситуации успехаВ течение учебного года
15Интерактивное занятие с педагогами «Воспитание без насилия»ЯнварьПедагог-психолог
16Тренинг «Релаксационные техники по управлению гневом и снижению уровня личностной тревожности ребенка»Октябрь
Работа с родителями обучающихся
1Общешкольное родительское собрание «Буллинг в детской среде как значительные изменения в жизни обучающихся, приводящие к психическому дистрессу»СентябрьЗам. руководителя по ВР
2Родительские собрания в классах:
  • О правах ребенка на защиту от любой формы насилия.
  • Как пережить последствия буллинга, причиненного в подростковом возрасте.
  • Как предотвратить и преодолеть буллинг?
  • К чему может привести буллинг?
В течение учебного годаКлассные руководители
3Конференция «Психологические особенности буллинга в условиях школы»НоябрьЗам. руководителя по ВР
4Дискуссии:
  • Буллинг – это веяние современного общества или существовал всегда?
  • Какие способы защиты своего ребенка от буллинга в школе?
1 раз в полугодие
5Устный журнал:
  • Буллинг – это не детская шалость.
  • Невидимый школе буллинг. 
  • Что такое буллинг. Причины.
  • Психологический дискомфорт в школе. Что в поведении обучающихся может сигнализировать о назревающем конфликте?
1 раз в четверть
6Родительский вечер:
  • Семейные традиции.
  • Доброта спасет мир
1 раз в полугодиеКлассные руководители
7Диспут «Буллинг, изгои, отверженные – одна проблема?»НоябрьПедагог-психолог
8Психолого-педагогический лекторий по теме «Буллинг. Жестокость в образовательной среде»:
Лекция 1. Буллинг: понятие, виды, причины, последствия, профилактика.
Лекция 2. Что такое буллинг и почему стоит его бояться?
Лекция 3. Проблемы детского буллинга.
Лекция 4. Что делать, если ребенка унижают в школе?
Лекция 5. Когда все против одного (боремся с буллингом вместе).
Лекция 6. Как избежать или преодолеть школьный буллинг?
Лекция 7. Что делать, если вы узнали, что ваш ребенок стал жертвой буллинга?
Лекция 8. Психологический террор в подростковой среде
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель МайЗам. руководителя по ВР
9Презентации:
  • Буллинг как разновидность детского насилия в школе.
    Подростковый буллинг.
    Правовые способы защиты от буллинга в школе
В течение учебного годаКлассные руководители
10Книжная выставка в библиотеке «В помощь родителям о про- филактике буллинга и кибербуллинга детей и подростков»:
  • Это страшное слово буллинг.
  • Моббинг и буллинг – обозначения травли в школьном коллективе
В течение учебного годаЗав. библиотекой
11Круглый стол «Можно ли эффективно противостоять проявлениям буллинга?»ЯнварьЗам. руководителя по ВР
12Психологический практикум «Психология поведения жертвы школьного буллинга»МартПедагог-психолог
13Семинар «Право ребенка на защиту от всех форм буллинга»ФевральЗам. руководителя по ВР
14Психолого-педагогический тренинг «Давайте говорить комплементы»МайПедагог-психолог
15Заседания семейного клуба «Дети без насилия»:
  • Мудрость родительской любви.
  • По направлению к миру или в поисках толерантности.
  • Защитим наших детей от насилия.
  • Как построить мир без насилия
В течение учебного годаЗам. руководителя по ВР
16Консультации педагога-психолога, социального педагога:
  • Дети, которых затравили в Интернете.
  • Если в школе обижают. Рекомендации родителям.
  • Как помочь ребенку, ставшему жертвой агрессии в школе?
  • Школьный буллинг: уйти, чтобы остаться?
     
  • Отличие буллинга от простой неосторожности и неприятности. Скрытые цели и провокации буллинга. Последствия.
  • Как родителям проконтролировать ситуацию, если ребенок подвергается насилию в школе.
  • Защита прав и интересов детей.
  • Законодательство для родителей о воспитании детей.
  • Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей
В течение учебного годаПедагог-психолог, социальный педагог
17Психологическая игра. Ток-шоу «Изгой в классе»МартПедагог-психолог
18Анкетирование:
  • Как я воспитываю своего ребенка.
  • Об уровне удовлетворительности и комфортности. образовательной среды в школе
В течение учебного года
Информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое обеспечение профилактики и предотвращения буллинга и кибербуллинга обучающихся
1Научно-практическая конференция «Буллинг: правовой аспект проблемы»НоябрьЗам руководителя по НМР
2Классные и информационные часы, беседы. 1-4-е классы:
  • Законы сохранения доброты.
  • Я не дам себя обижать.
  • Как без особого труда добиться, чтобы тебя перестали дразнить и обижать?
  • Наша школа живет без насилия.
  • Давайте жить дружно!
  • Мы против насилия. Как защитить себя?
  • Будем добрыми и не будем злыми.
  • Как я отношусь к насилию.
  • Как научиться жить без драки.
5-9-е классы:
  • Бояться страшно. Действовать не страшно.
  • О правилах поведения и безопасности на улице.
  • Буллинг как стадный допинг. 
  • Учись быть добрым.
  • Безопасное поведение.
  • Что такое агрессия?
  • Добро против насилия.
  • Как не стать жертвой насилия.
  • Способы решения конфликтов с ровесниками.
10-11-е классы:
  • Учись управлять своими эмоциями.
  • Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек.
  • Как преодолеть школьный буллинг?
  • Предупреждение насилия и жестокости в школе.
  • Прекрасно там, где бывает милосердие.
  • Жизнь как познание добра.
  • Как бороться с конфликтами.
  • Нравственный закон внутри каждого.
  • Моя жизненная позиция
В течение учебного годаКлассные руководители
3Классный час-тренинг «Техника снижения уровня тревожности» Классные руководители
4Просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением:
  • «Чучело» (1983 г.).
  • «Класс» (2007 г.).
  • «Розыгрыш» (2008 г.).
  • «Школа» (телесериал, 2010 г.)
В течение учебного года
5Читательские конференции по книгам, раскрывающим проблему буллинга:
  • В.К. Железняков «Чучело».
  • Хосе Тассиес «Украденные имена».
  • В.Н. Ватан «Заморыш».
  • Е.В. Мурашов «Класс коррекции».
  • Стивен Кинг «Кэрри».
  • Алексей Сережкин «Ученик».
  • Андрей Богословский «Верочка».
  • Джоди Пиколт «Девятнадцать минут»
6Встреча с работниками прокуратуры и полиции на тему «Буллинг как причина противоправных поступков»Сентябрь
7Встреча с инспектором по делам несовершеннолетних на тему «Школьный буллинг как предпосылка противоправного поведения несовершеннолетних и его предупреждение»Октябрь
8Диалог-дискуссия «Буллинг – социальная проблема наших дней» (10-11-е классы)
9Дискуссия «Как избавиться от буллеров в школе?» (8-9-е классы)
10Диспуты.
  • Как защищаться от мобинга? (7-9-е классы).
  • Насилие в школе: мировая проблема или частный случай (10-11-е классы)
11Подготовить буклеты для обучающихся:
  • Мы – против насилия!
  • Мы – против жестокого обращения!
12Книжные выставки:
  • Буллинг как этическая проблема.
  • Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
  • Детство, свободное от жестокости.
  • Скажем нет равнодушию к детскому насилию
В течение учебного годаЗав. библиотекой
13Вечер отдыха «Школьники против буллинга. Достоинство человека неприкосновенно»ОктябрьЗам. руководителя по ВР
14Самообследование школьной среды на предмет безопасности и комфортностиАвгустЗам. руководителя по УВР
15Выявление детей, склонных к проявлению жестокости к другим обучающимсяСентябрьСоциальный педагог
16Диагностика:
  • Взаимоотношения в школе.
  • Толерантность обучающихся.
  • Методика экспресс-диагностики невроза
В течение учебного годаПедагог-психолог
17Урок доверия «Международный день детского телефона»МайКлассные руководители
18Тренинг коммуникативных умений: «Стиль поведения. Умеем ли мы общаться?» (5-7-е классы)Март
19Игровой тренинг «Планета толерантности» (10-11-е классы)Апрель
20Ролевая игра «Сглаживание конфликтов» (8-9-е классы)МайПедагог-психолог
21Конкурсно-развлекательная программа «Давайте будем дружить!» (1-5-е классы)ФевральКлассные руководители
22Рейд по школе в целях проверки информационной доступности правил поведения и нормативных документов по профилактике буллингаСентябрьЗам. руководителя по ВР
23Тренинги по межличностному общению, формированию навыков мирного разрешения конфликтов (8-11-е классы)В течение учебного годаПедагог-психолог
24Социально-психологический тренинг для детей младшего и среднего подросткового возраста «Профилактика насилия в подростковом сообществе»
25Цикл психологических тренингов по темам:
  • Выработка правил безопасного поведения.
  • Недопустимость насилия и жестокости в обращении со сверстниками» (5-11-е классы)
26Изучение личностного развития обучающихся с целью профилактики нарушений в развитии личности (самооценка и уровень притязаний, тревожности, мотивации)
27Индивидуальные консультации обучающихся (по результатам диагностики, общение со сверстниками, детско-родительские отношения, конфликты)
28Неделя толерантностиНоябрьКлассные руководители
29Информационная акция «Нет насилию!»Октябрь
30Имитационные игры:
  • Если тебя обижают (1-4-е классы).
  • Сообщи о насилии (5-11-е классы)
В течение учебного годаПедагог-психолог
31Анкетирование обучающихся:
  • Недописанный тезис (10-11-е классы).
  • Выскажи свое мнение (7-9-е классы).
  • Милосердие (5-8-е классы).
  • Опыт столкновения с насилием в школе (2-11-е классы).
  • Выявление насилия в школе (5-9-е классы).
  • Выявление агрессивного поведения (5-9-е классы).
  • Борьба с насилием среди сверстников (7-9-е классы).
  • Выявление субъективной оценки форм и причин проявления буллинга (5-11-е классы)
32Конкурсы:
  • «Самый миролюбивый класс» Плакатов «Мы против буллинга!».
  • Рисунков «У меня есть права».
  • Творческих поделок «Гармония – в цвете, гармония – в душе, гармония – в жизни».
  • Граффити «Мир против жестокости».
  • Презентаций «Стоп насилию!».
  • Сочинений «Дружба – главное чудо».
  • Рефератов «Территория детства».
  • Анаграмм «Безопасное детство»
Классные руководители
33Интерактивная игра с обучающимися группы риска «Что такое толерантность?»ОктябрьПедагог-психолог
34Дискотека «Музыка против насилия»ЯнварьКлассные руководители
35Социально-психологический тренинг «Навстречу друг другу» (8-9-е классы)ДекабрьПедагог-психолог
36Акция «Телефон доверия» под девизом: «Информирование о телефоне доверия – шаг к безопасности ребенка!»СентябрьЗам. руководителя по ВР
37Создать электронный информационный дайджест «Детство без насилия и жестокости»В течение учебного годаЗав. библиотекой 









 Курганский С.М., заслуженный учитель РФ, д-р пед. наук, директор департамента образовательных программ Международной академии качества и маркетинга, г. Санкт-Петербург

Комментариев нет:

Отправить комментарий