вторник, 12 апреля 2016 г.

Значение конфликтов в развитии младших школьников - дистанционное собрание родителей


Младший школьный возраст является важным периодом, так как в это время складываются основы нравственности, формируются социальные представления о сложных явлениях, социальные установки, отношение к себе, и окружающим. У учащихся стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения, формируются главные мотивационные линии этого возраста – самопознание, самовыражение, самоутверждение. Определяются ведущие потребности детей этого возраста. Ими являются наряду с учебной деятельностью самоутверждение, проявляющееся в стремлении утвердить свое Я в системе более общих связей и отношений общества, и общение со сверстниками, то есть потребность ребенка занять определенное место в обществе и оценить самого себя в системе «я – общество».

Этот период характеризуется появлением в  самосознании нового чувства – так называемого «чувства взрослости», что выражается в стремлении быть и считаться взрослым. Одним из способов проявления чувства взрослости является протест и неподчинение, негативизм к требованиям взрослого. С помощью этих средств подросток пытается добиться равного положения по отношению к взрослым, пытается вырваться из-под их опеки.
Личность формируется под влиянием множества факторов, важнейшими из которых являются социальная и семейная среда, воспитание и обучение, самовоспитание и деятельность. Движущей силой развития являются противоречия, к каковым непосредственно относятся конфликты. Общение оказывает огромное влияние на формировании личности. Оно опосредует связь отдельного человека с обществом, являясь одним из путей усвоения социального опыта. В детстве межличностное общение стимулирует психическое развитие и облегчает социальную приспособляемость индивида. Развитие младшего школьника обусловлено не только актуальными, но и предшествующими влияниями, которые отражены в его идеалах, мечтах, целях и других психических образованиях. Важным фактором развития личности, является перестройка личностных образований в процессе воспитания.
Конфликт является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных механизмов всех изменений и преобразований.
Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации. Конфликт рассматривается на разных уровнях личности. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличностных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоциональными переживаниями человека. В той же степени внутренние конфликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут переходить с одного уровня на другой. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимодействии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др.; конфликт, который возникает между участниками отдельных групп, может стать началом межгруппового конфликта.
Роль конфликтов в младшем школьном возрасте достаточно велика. Как и в любом другом возрасте, конфликты носят как позитивный, так и негативный варианты исхода. Многие учащиеся младших классов испытывают затруднения в контактах со сверстниками и переживают свое одиночество болезненно. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта.
Развитие интереса к себе, собственной внутренней жизни, к личности в целом, а не к отдельным ее качествам, осознание противоречивости своих устремлений, желаний, потребностей – все это становится содержанием конфликтных переживаний детей. Игнорирование взрослого их важнейших потребностей усугубляет конфликтную ситуацию. Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с учителями и с родителями, способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности учащегося. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности младшего школьника, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.
Согласно В. Н. Лозовцевой, в оценке младшими подростками сверстников физические недостатки, сложности характера или неуспех в учебе отступают на второй план, если они соблюдают «кодекс товарищества». Что касается «кодекса товарищества», то в нем отражаются равенство, честность, верность, помощь товарищу, уважение. Тех, кто не соблюдает этот  кодекс, кто не желает вести себя на равных, кто противопоставляет себя коллективу, дети резко осуждают. Кроме того, младшие школьники ценят умение постоять за себя.
Здесь кроется другая проблема – проблема поведения в конфликте, выборе стратегии поведения. Стремление младших школьников защитить себя, заручившись поддержкой со стороны взрослых также вызывает осуждение сверстников. Возможным негативным результатом межличностных конфликтов как с взрослыми, так и со сверстниками, эмоциональной холодностью близких подростку людей и ощущением своей ненужности, покинутости, наряду с чувством лишнего в семье или обществе (группе), можно выделить обострение взаимоотношений с учителями (если конфликт происходил с родителями или  бабушками и дедушками), формирование негативного отношения к учебной  деятельности и к школе в целом.
Что касается позитивной роли межличностного конфликта в подростковом возрасте, то для развития личности необходимы конфликты. Только преодолевая конфликтную ситуацию, разрешая конфликт, противоречие, внутреннее или внешнее, индивид выходит на новую ступень своего развития. Поэтому видится необходимой руководяще-контролирующая роль учителя (непосредственно в классе) или психолога в разрешении конфликта с одноклассниками или с взрослыми.
Однако важно помнить, что несвоевременное или неправильное, неосторожное вмешательство в конфликт или попытка руководить или разрешить его сверху не приведут к каким-либо позитивным изменениям, и, возможно, только усилят противоречия, добавят к существующему новый конфликт – с учителем. Несомненно, что усвоение конструктивных или деструктивных способов преодоления трудных ситуаций оказывает различное влияние на развитие личности ребенка. Преобладание конструктивных способов повышает положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности, ведет к становлению важных волевых качеств.
И, наоборот, преобладание деструктивных способов поведения, которые  не приводят к реальному разрешению проблем, может вызвать отклонения и деформации в развитии личности и тем самым привести к нарушениям психического здоровья ребенка.
Панферова Е.В.
Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого, Россия

Комментариев нет:

Отправить комментарий